Масштабы фальсификации сливочного масла грозят продовольственной безопасности России

Сливочное масло один из самых многострадальных продуктов, имеющих несчетное количество побочных родственников, претендующих на его доброе имя. По объёмам реализуемых фальсификаций сливочное масло стоит в одном ряду с фальшивой водкой, детергентами и контрафактной видео-аудио продукцией. Только в Москве, по факту, каждый месяц продаётся около 1000 тонн фальсифицированного сливочного масла. Масло подделывают в массовом порядке. «Масляный бизнес» в России поставлен на промышленную основу. Если раньше в регионах поддельное масло продавали в основном брусками, то теперь налажено его производство в привлекательных стандартных упаковках от известных производителей. По существующей статистике, натурального масла в России в год производится столько, что на его производство не должно хватить всего надоенного в стране молока!

Суть проблемы

На сегодня производство натурального сливочного масла (ГОСТ 37-91) в России, – как правило, становится делом убыточным. Чтобы получить один килограмм натурального сливочного масла, нужно переработать 20-25 кг высококачественного молока, с соблюдением технологических процедур, оговоренных ГОСТом. В то же время существует реальная возможность удовлетворить спрос на сливочное масло за счет массового выброса на рынок разнообразных масложировых смесей или, как их называют повсеместно за рубежом – «спредов» (от английского существительного ”Spread” – пастообразный продукт и от глагола to spread - намазывать), или «миксов» (”Mix” – смесь). В спредах животный жир заменяют растительным либо полностью, либо частично. В результате получается продукт, который не твердеет даже в холодильнике. Он имеет нежную консистенцию, обладает за счет вкусовых добавок приятным вкусом и легко намазывается на хлеб. Государственных стандартов на спреды в России не существует.

За рубежом практика миксирования (смешивания) весьма популярна. Первые спреды, которые начали ввозить в Россию в начале 90-х, явно не укладывались в рамки ГОСТа на маргариновую продукцию. Эта «правовая щель» – отсутствие в России отдельного ГОСТа на спреды – позволила отечественным производителям «мягких масел» не относить свою продукцию к пластифицированным и твёрдым маргаринам. Следует отметить, что подобная ситуация не уникальна. Точно так же кетчуп не является вариантом томатного соуса, а йогурт нельзя считать разновидностью простокваши или кефира.
Ассортимент спредов за последние 10 лет возрос в 10 раз!

Высокий спрос на спреды обусловлен в первую очередь их относительно низкой ценой. Стоимость спредов за рубежом почти в два раза ниже стоимости натурального сливочного масла. Кроме того, многие покупатели в Европе и США предпочитают спреды не только из-за их низкой цены. Привлекают также приятные вкусовые качества и пониженное содержание холестерина.

В России картина другая. Цена спредов, маскируемых под сливочные масла с помощью таких названий, как масло «лёгкое», «мягкое», «нежное», «мягонькое», «сверхлёгкое», «норвежское топлёное», «городское», «старокрестьянское», или даже «Маслице вологодское», или «Масло деревенское», лишь на 15 - 20% ниже натурального сливочного масла. Потребитель, ориентируясь по цене, часто лишён возможности отличить спред от натурального сливочного масла. Цены для импортных спредов особенно подравнены под цены сливочного масла.
На языке закона «О защите прав потребителей» это значит, что информация о товаре не обеспечивает покупателю возможность правильного выбора. То есть внешний вид упаковки, её внутреннее содержание и сведения о составе (или их отсутствие) вводят потребителя в заблуждение. Одновременно имеются признаки нарушения законов о конкуренции и рекламе.

В настоящее время нельзя отрицать того, что сложилось положение, при котором происходит постепенное вытеснение с российского рынка натурального сливочного масла невзаимозаменяемыми продуктами. Налицо очевидная деформация рынка сливочного масла в стране и угроза его дальнейшему функционированию.

Кроме того, нужно учитывать все возможные нежелательные последствия такой деформации. Среди отрицательных последствий нужно иметь в виду такие, как например, угроза здоровью населения, потребляющего во всё больших масштабах грубые подделки с вредными добавками, резкое сокращение молочного стада страны из-за неконтролируемого роста потребления псевдомасел с дешёвыми растительными наполнителями вместо животных жиров, неконтролируемый сдвиг баланса потребления в стране в сторону вегетарианства, что способствует детской и подростковой деградации, ухудшение экспортных возможностей натурального продукта, рост импортной зависимости (агрессивная реклама импортных спредов делает своё дело!), ухудшение платёжного баланса страны, создание благоприятных условий для криминала и коррупции, искажение продовольственной статистики.

В связи с последним замечанием об искажении продовольственной статистики, уместно привести краткую выдержку из отчета одной из госслужб за 2000 год. Приводим дословно: «И хотя после кризиса потребление молочных продуктов в России снизилось, произошло это за счет снижения спроса на молочные продукты более дорогой ценовой категории: молочные муссы, коктейли, пудинги, десерты с наполнителями, сыры. Зато объёмы потребления кефира, йогуртов, молока, сливочного масла после кризиса практически не снизилось, а даже наоборот. При условии роста доходов населения, эксперты прогнозируют рост рынка молочной продукции».
Авторы отчета игнорируют очевидный и вопиющий факт резкого «съёживания» рынка натурального сливочного масла в России под нажимом десятков тысяч тонн «мягких, мягеньких, лёгких и нежных масел» и грубых подделок, ежегодно выбрасываемых на рынок сливочного масла. Можно с большой вероятностью утверждать, что прогнозируемый «рост рынка молочной продукции» произойдёт в основном за счёт фальсифицированной продукции. Засилье фальсификатов и подделок делает убыточным производство натуральных молочных продуктов, в частности сливочного масла. Имеем замкнутый круг. Причина - в России серьёзно нарушены структура и характеристика рынка сливочного масла, не учитываемые государственной продовольственной статистикой.



«Лингвистические» проблемы

Распространению теневого бизнеса, связанного с фальсифицированным сливочным маслом, в нашей стране в большой мере способствует отсутствие ясной и чёткой лингвистической идентификации и классификации масложировой продукции. Эта классификация посредством СМИ должна быть доведена до потребителя и постоянно доступна ему. Как уже отмечалось, единой нормативной документации для масложировых смесей в настоящее время не существует. То есть намешать в спреды (миксы) можно всё, что угодно. Обещано, что в 2002 году могут появиться несколько новых ГОСТов, подтверждающих посоставное отличие масла от спреда.
При разработке нового ГОСТа целесообразно учесть широко практикуемую в настоящее время «лингвистическую эквилибристику» с комбинированными маслами, масложировыми продуктами, маслом бутербродным и другими «мягкими и лёгкими» маслами. Все эти названия имеют свойство, в соответствии с законами языка, трансформироваться на этикетках и красочных обёртках в короткое слово МАСЛО (разумеется, сливочное, ведь на прилавке стоят они в ряду настоящих масел). Следует стараться исключить из конечной терминологии ГОСТа некорректный термин «масло», заменив его более корректным унифицированным термином «СПРЕД». Можно «МИКС». Но не масло! Практике лингвистического лукавства должен быть положен конец.

Термин «Спред» должен войти как самодостаточный и однозначный во все статистические отчетности и классификаторы продукции, включая таможенный классификатор.
Этот термин вполне понятен всем предприятиям и лицам, занятым в международном продовольственном экспо-импорте. Он общепринят и не допускает двойного толкования в контрактной документации.
Что немаловажно, он создаст несомненное удобство для покупателя, который наконец-то получит «неубиенный козырь» в спонтанной дискуссии с продавцом-софистом на непростую тему: «то, что я держу в руках, масло это или не масло?». Ответ будет ясен: «Нет, это не масло. Вот же, на обёртке написано, что это спред!». И дискуссия окончена в пользу покупателя (даже малообразованного).

Этим будет поставлен ещё один серьёзный барьер против обмана населения и вакханалии псевдомасел на рынке сливочного масла России.
В сохранении сложившейся бессистемности заинтересованы, прежде всего, недобросовестные предприниматели, занимающиеся производством, расфасовкой и продажей фальсифицированного сливочного масла, мелкие и крупные мошенники, производители сырья для жёлтых жиров, а также, некоторые подразделения органов государственной и региональной статистики.


Основные виды и формы фальсификаций

1. Распространённым примером грубой формы подделки является продажа маргарина в упаковках из-под сливочного масла. Характерен описанный в «Известиях» случай приобретения в магазине общественными экспертами пачки «мягкого сливочного продукта» под названием «Ромеа», оказавшийся на поверку также классическим маргарином.

2. Добавление в животное масло «энного» количества растительного жира. Вроде бы и дешевле и безвредней (меньше холестерина). Однако не все растительные заменители безвредны. Например, пальмовое или знаменитое арахисовое масло увеличивают нагрузку на печень.

3. Использование наиболее известных сортов и марок зарубежных и российских производителей. Как только появилась покупательская тенденция отдавать предпочтение качественным конкурентоспособным сортам отечественных масел «Вологодское», «Экстра», «Крестьянское» и др., немедленно появились «миксы» с теми же названиями. Такое «масло» обычно имеет беловатый цвет. Как правило, мошенники берут несколько жировых смесей очень низкого качества (в лучшем случае растительных и коровьих) перемешивают их и расфасовывают. Низкая цена ингредиентов, из которых делают подделки, очень привлекает преступников. В продажу может пойти полностью негодный продукт.

К сожалению, имеются примеры, когда известные производители натурального сливочного масла с международным признанием, пытаясь «забить» себе место на рынке спредов, косвенно дискредитируют свою основную продукцию. Например, ООО «Вологодское масло» выпустило на рынок спред с характерным названием «Маслице». После того, как эксперты «Известий» провели тщательную дегустацию импортных и отечественных спредов, заполнивших российский рынок, выяснилось, что по результатам оценок за вкус, запах, цвет и консистенцию «Маслице» заняло предпоследнее место со средней оценкой 2,93 балла по пятибальной шкале. Хуже показатели оказались лишь у спреда «Рама» («Юнилевер СНГ») – 2,84 балла (и это несмотря на агрессивную рекламу в электронных СМИ). Наилучшим, эксперты посчитали спред «Долина Сканди», «Карсхамн Мэейри», Швеция – 4,43 балла.
Вологодское «маслице», несомненно, бросило тень на когда-то всемирно признанную марку «Вологодское масло».

4. Добавление в животное масло жиров морских животных. Жиры морских животных содержат огромное количество вредного холестерина. Они в полной мере присутствуют в т.н. «Норвежском топлёном масле», расфасованном в банки по 2900 г.

5. Добавки ароматизаторов (Е-600 – Е-699) и консервантов (Е-200 – Е-299) Типичный пример, упомянутый выше фальсификат «Норвежское топлёное масло». Характерный вкус и запах топлёного продукта – это заслуга ароматизаторов. Большинство используемых ароматизаторов и консервантов запрещены в ряде стран и/или не рекомендованы для детского питания.


Признаки подделок

1. Поддельный продукт обычно имеет более рыхлую консистенцию, нежели нормальное сливочное масло. Цвет белесый, часто неоднородный по массе.
2. Имеет место привкус осаленности или с олеистая нота (привкус растительного масла).
3. На упаковке отсутствует полная информация о составе масла, обычно не указан сорт масла и срок годности.
4. Качество печати на кашированной фольге, в которую фасуют масло, обычно много хуже, чем на упаковках известных молочных комбинатов.

Органолептические показатели с наибольшей надёжностью могут показать, что перед вами не сливочное масло, а смесь растительных жиров. Это единственный способ внелабораторного определения потенциальной подделки при продаже нерасфасованного масла. К сожалению, практика продажи «брускового» масла всё еще широко распространена в регионах.



Способы продвижения фальсифицированного товара на рынок

1. Фальшивка чаще всего выдаётся за подлинник при помощи поддельной документации.

2. Организация подпольных цехов по производству и фасовке поддельного масла. Использование рабского наёмного труда в подпольных цехах не редкость.
Показателен пример с фирмой «Интекс», которая на деле оказалась сборищем проходимцев. Граждане Армении наняли подвал, купили блоки маргарина и обёрточную бумагу с лейблом «Масло Крестьянское», маргарин резали и заворачивали. Выходило масло. Рабочие-бомжи жили на месте производства, получали мизер, не имели возможности выходить из «цеха», дабы не привлекать внимания.

3. Имеют место случаи массовой скупки качественной продукции у сельских производителей в отдалённых районах, по поддельным векселям с дальнейшими махинациями по фальсификации закупленного масла.

4. В регионах комбинированные жиры и «мягкие» маргарины особенно быстро заполняют рынок сливочного масла.

5. Сырьё и упаковочные материалы получают от несуществующих компаний, без производства контроля качества и уплаты налогов.

6. СМИ приводят случаи контрабанды, осуществляемой, в ряде случаев, с помощью военных кораблей.

7. Захват рынка сливочного масла спредами в России во многом облегчён известным «лингвистическим лукавством» - спред продвигают на рынок под названием лёгкого или мягкого сливочного масла. Как уже отмечалось, статистика вместе с покупателем легко «глотает» фальсификат не отличая его от сливочного масла.

8. Массовому выбросу фальсификата на рынок, как правило, предшествует назойливая и дорогая реклама в СМИ. Дальше всё, как обычно. Если продукт, приготовленный из качественного сырья, приобретает устойчивый спрос, то затраты на его производство начинают постепенно уменьшать за счет частичной замены натуральных исходных продуктов и введения вкусовых добавок. На этом этапе предприятие быстро окупает затраты на рекламу и качественное сырьё и начинает получать незаконную прибыль. При этом покупатель зачастую не замечает плавной трансформации вкуса и полезности полюбившегося ему продукта. Тем более, что сведения о составных ингредиентах на упаковке продукта неизменны с момента начала продаж. Подобные нарушения законов о рекламе, конкуренции и защите прав потребителя остаются без должного пресечения.

Есть множество других способов манипуляции покупательским спросом.


Основные выводы

1. Единой нормативной документации для масложировых смесей в настоящее время не существует. Отсутствие ГОСТов на масложировую продукцию сложного сырьевого состава приводит к заполнению рынка сливочного масла невзаимозаменяемыми продуктами, суррогатами и прямыми подделками. Установлено, что только в Москве ежемесячно продаётся около 1000 тонн фальсифицированного сливочного масла. В большинстве регионов на прилавках вместо сливочного масла царит фальсификат.

2. В России существует реальная угроза функционированию рынка сливочного масла. Серьёзно нарушены его структура и характеристика, не учитываемые и искажаемые государственной продовольственной статистикой. По существующей статистике, ежегодное производство масла в России таково, что на его производство должно не хватить производимого в стране молока! Прогнозируется дальнейшее увеличение производства сливочного масла в стране. Тревожный факт!

3. В настоящее время значительная часть рынка сливочного масла оккупирована спредами – продуктами, в которых животный жир заменён растительным либо полностью, либо частично. Следует отметить, что как самостоятельный продукт спреды имеют свою достаточно широкую нишу на рынке маслопродуктов. Эта ниша определяется, прежде всего, их относительно низкой стоимостью и привлекательностью потребительских свойств. Статус фальсификата спреды приобретают на рынке натурального сливочного масла. Захват этого рынка спредами в России во многом облегчён известными «лингвистическими» уловками - спред продвигают на рынок под названием «лёгкого» или «мягкого» сливочного масла. Как уже отмечалось, статистика вместе с покупателем легко «заглатывают» данный фальсификат, не отличая его от сливочного масла.

4. Информация о продуктах выдаваемых за сливочное масло не обеспечивает покупателю возможность правильного выбора. Внешний вид упаковки, её внутреннее содержание и сведения о составе (или их отсутствие), наряду с агрессивной рекламой в СМИ вводят потребителя в заблуждение. Налицо прямое нарушение закона о защите прав потребителя. Одновременно имеются существенные признаки нарушения законов о конкуренции и рекламе.

5. Широкое распространение в регионах получили грубые подделки натурального сливочного масла. В обёртки известных марок фасуют маргарин и различные смеси на базе жёлтых жиров и жиров морских животных. Разоблачение подобных мошенничеств не составляет особого труда для контролирующих органов. Однако для пойманных с поличным мошенников также не составляет большого труда уходить от заслуженного наказания. Сверхмягкие приговоры в виде мелких штрафов (в единицах МРОТ) или условных сроков на деле поощряют криминал и плодят коррупцию.

6. Распространены случаи открытия подпольных цехов по производству и фасовке поддельного масла лицами не имеющими российского гражданства. В «цехах» царит грязь и антисанитария. Использование рабского наёмного труда бомжей в подпольном бизнесе не редкость, а практика. Уклонение от налогов не единственное правонарушение в подобном «бизнесе». Главное - продукция «цеховиков» несёт в себе прямую угрозу здоровью населения.

Общий вывод: В настоящее время в России под нажимом растущих объёмов реализаций фальсифицированной и поддельной продукции ускорился процесс неконтролируемого свёртывания рынка натурального сливочного масла. Такое положение несёт в себе прямую угрозу продовольственной безопасности страны по целому ряду социальных и политических направлений. Принятие эффективных мер противодействия этому явлению, как на федеральном, так и на региональном уровнях является назревшей необходимостью.



Рекомендации

Отведению непосредственной угрозы продовольственной безопасности страны в связи с неконтролируемым ростом объёмов реализации фальсификатов и грубых подделок на рынке натурального сливочного масла, а также обеспечению нормального функционирования этого рынка в России могут способствовать следующие первоочередные мероприятия:

1. Всемерно ускорить разработку и введение в действие ГОСТов на масложировые смеси, подтверждающих надёжное посоставное отличие этих смесей от натуральных сливочных масел и маргаринов.

2. Предусмотреть в упомянутых ГОСТах, а также в ТУ и других нормативных документах ясную лингвистическую идентификацию и чёткую классификацию, исключающие возможность подмены натурального сливочного масла невзаимозаменяемыми продуктами за счёт отмеченных в настоящей справке лингвистических уловок.

3. С учётом зарубежного опыта ввести во все нормативные документы самостоятельные и самодостаточные термины (например «Спреды» или «Миксы»), с целью надёжной идентифицикации масложировых смесей и отличия их от сливочных масел на рынках продаж, в классификаторах продукции, в государственной и региональной продуктовой статистике, в рекламных акциях и др.

4. Повысить эффективность наказаний за различные виды мошенничества со сливочным маслом. В частности, штрафные санкции было бы целесообразно назначать не в единицах МРОТ, а в процентах от фактического или потенциального дохода от реализации поддельной продукции.

5. Повысить эффективность наказаний за нарушения федеральных законов о защите прав потребителя, о рекламе и конкуренции. Рекомендовать региональным законодательным собраниям ввести специальные местные законы о защите региональных рынков и ответственных производителей натурального сливочного масла.


На главную

E-mail: powerporshen@mail.ru



Hosted by uCoz