ПОЗИЦИЯ НАЦИОНАЛЬНОГО ФОНДА ЗАЩИТЫ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ

Текст письма от 28 августа 2000г. Председателю Государственного Комитета Российской Федерации по стандартизации, метрологии и сертификации, доктору технических наук, профессору ВОРОНИНУ Г .П.

Уважаемый Геннадий Петрович !

Национальный фонд защиты Потребителей рассмотрел полученный от Вас проект ГОСТ Р "Масло комбинированное. Общие технические условия" на предмет соответствия российскому и международному законодательству о защите прав и законных интересов потребителей. К этой работе были привлечены независимые эксперты: юристы, экономисты, экологи и гигиенисты, врачи, биологи, технологи молочной и масложировой промышленности, языковеды (лексикологи). По ряду принципиальных вопросов, возникших по содержанию документа, руководство Национального фонда обратилось за разъяснениями в 9 федеральных министерств и ведомств, 2 отраслевые академии и 3 института пищевого профиля, а также к специалистам 3 заводов, производящих сливочное коровье масло и продукцию со сложным сырьевым составом на основе смесей молочных и растительных жиров в разных пропорциях.
Дирекция фонда посчитала необходимым запросить мнение по данному вопросу у руководителей Татарстана, поскольку значительная доля масла, реализуемая на российском рынке, производится в этой республике.
Анализ обобщенных письменных экспертных заключений, а также устных мнений и рекомендаций позволил фонду сделать следующие выводы.
Представленный ВНИИМС (г.Углич) проект ГОСТ Р "Масло комбинированное. Общие технические условия" не может быть принят органами исполнительной власти во главе с Госстандартом России в данной редакции в связи с тем, что многие положения названного документа противоречат законодательству России, во многом не учитывают требования и рекомендации международных организаций, членом которых является РФ (в том числе комиссии Сodex Alimentarius, ФАО, ВОЗ, JECEA (Объединенный комитет ФАО/ВОЗ по пищевым добавкам и контаминантам), стандарты FIL Международной молочной федерации, организаций регулирующих производство молочно-растительных и растительно-молочных смесей, а также опыт стран Европы, Северной и Латинской Америки, производящих и потребляющих в течение последних десятилетий подобные продукты со сложным сырьевым составом, где их называют спредами.
По этой и ряду других причин вряд ли целесообразно вносить проект ГОСТ Р в представленной редакции на заседание Научно-технического совета Госстандарта России. Предлагаем возвратить документ во ВНИИМС в связи с необходимостью его с доработки.
Для такого предложения у Национального фонда имеются определенные основания.
а) Включение в оборот понятия "Масло комбинированное" является действием, направленным на введение потребителей в заблуждение. Такого термина нет в рекомендациях Codex Alimentarius в части характеристик продуктов со сложным сырьевым составом применительно к жировым смесям на молочно-растительной и растительно-молочной основах. Нет подобного термина и в других документах международных профильных организаций.
С точки зрения лексики и морфологии русского языка термин "комбинация" в Большой Советской Энциклопедии (т.22) трактуется таким образом, что не может быть использован в качестве наименования группы продуктов предлагаемых угличскими учеными.
б) Сохранение названия "Масло комбинированное", а также формулировки документа о том, что "данный проект государственного стандарта не отменяет действующие документы на производство масла комбинированного" является в правовом и экономическом отношении некорректным, поскольку вступает в противоречие с тремя статьями Федерального закона ""О защите прав потребителей", рядом статей законов РФ "О стандартизации", "О сертификации продукции и услуг" и ст .3 Федерального закона ""О качестве и безопасности пищевых продуктов" в части соблюдения требований к информации о товаре, сертификации продукции и услуг, координации работ по стандартизации и осуществлению государственного контроля и надзора за выпускаемой и реализуемой продукцией.
В том случае, если представленный проект ГОСТ Р "не отменяет действующие документы на производство масла комбинированного, то тем самым будет узаконен стандарт отрасли "Масло комбинированное. Технические условия. ОСТ 10-240-2000" утвержденный и введенный в действие в один день - 1 марта 2000 года первым заместителем министра Минсельхоза России Михалевым А.А. с грубыми нарушениями законодательства РФ. Специалисты Национального фонда защиты потребителей подчеркивают, что тексты представленного проекта ГОСТ Р и утвержденного стандарта отрасли на так называемое "Масло комбинированное"" по своему содержанию практически идентичны, особенно в формулировках принципиального для производителей и потребителей характера.
Анализ обоих документов показывает , что их заказчики и исполнители сделали все, чтобы индивидуальные характеристики наименований продукции были применимы для узкого круга поставщиков сырья и производителей. Поскольку размыты требования к идентификации обозначенных в них продуктов, то вряд ли возможно ввести готовые изделия в "Общий классификатор продукции (ОКП), а также зарегистрировать в Государственном классификаторе в соответствии с законодательством России.
Например, при классификации продукции (раздел 4) идет ссылка на требования к "маслу комбинированному со вкусовыми наполнителями массовой долей жира от 50 до 60 процентов" и "маслу комбинированному массовой долей жира от 30 до 50 процентов" , которые изложены в отдельных технических условиях. Это означает, что сотни российских предприятий должны ориентироваться на разработанные ВНИИМС в спешном порядке такие виды масла, как "городское", "городское облегченное", "городское легкое", "городское сверхлегкое", "десертное", где рекомендуется буквально следующее: "массовая доля жидких немолочных жиров и растительных масел должна составлять не более 15% от содержания жировой фазы продукта; массовая доля жира "Акобленд" и других отвержденных жиров - не более 85% соответственно". Кстати, растительный жир "Акобленд", эквивалент молочного жира предлагается в качестве главного сырья, рекомендуемого Минсельхозпродом РФ (первый зам.министра Mихалeв А.А.) и ВНИИМС {и.о. директора Свириденко Ю.Я.)для сотен предприятий России. При этом проекты ГОСТ Р и принятый стандарт отрасли на так называемое "масло комбинированное" не направлялись для согласования на ведущие российские предприятия масложировой промышленности. Опрос, проведенный сотрудниками фонда среди директоров и их заместителей по качеству продукции 22 предприятий масложировой отрасли показал, что они ничего не знали о разработке стандарта отрасли и проекта ГОСТ Р на масло комбинированное.
Многие из них (Москва, Санкт-Петербург, Татарстан, Башкотарстан, Самара, Нижний Новгород, Саратов, Калининград) отрицательно реагировали на действия по разработке названных документов в таком порядке и высказали мнение о том, что подобные нормативно-методические документы не должны разрабатываться келейно в одном НИИ и чиновниками федеральных ведомств.
в) Специалисты фонда считают также неправильными действия разработчиков проекта гост Р и принятого стандарта отрасли на "масло комбинированное", которые не привлекли к участию в подготовке названных документов специалистов Всероссийского НИИ жиров (директор Лисицын А.Н.), Всероссийского НИИ молочной промышленности (директор Харитонов В.Д.), НИИ питания РАМН (зам.директора Тутельян В.А.), Всероссийского НИИ детского питания (директор Липатов Н.Н.), не учли мнения Минобороны РФ, Росрезерва, Министерства по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства, крупнейших производителей продукции данного профиля, заинтересованных новых негосударственных экономических структур. Руководство фонда предлагает Госстандарту РФ и разработчикам исправить эту ошибку, поскольку ссылки на список организаций для необходимой рассылки не могут быть приняты как корректные. Ведь речь идет о разработке принципиально нового документа на пищевые продукты со сложным сырьевым составом, а главное - о здоровье людей, устранении имеющихся технических барьеров с другими странами.
г) Независимые юристы фонда квалифицировали положения проекта ГОСТ Р и стандарта отрасли на "масло комбинированное" в части использования в качестве главного сырья масла "Акобленд" (Швеция) и рекомендуемую упаковку для названного продукта только из пленочного материала "Лин материал" (Швеция, фирма Ecolean), как прямое нарушение антимонопольного законодательства России. Кроме того, рекомендации по сырью и упаковке, последовательно изложенные в технических условиях, стандарте отрасли, а затем и в проекте ГОСТ Р на так называемое "масло комбинированное", могут служить иллюстрацией прямого сращивания интересов представителей зарубежных поставщиков (шведская фирма Karlshamns), отраслевой науки (ВНИИМС) и государственных чиновников. Действия эти предприняты в обход интересов российских производителей и потребителей. Юристы фонда изучают этот вопрос более подробно с целью возможной передачи материалов в правоохранительные органы России, юридическую службу шведского концерна "Карлсон" и другие структуры.
д) Считаем также, что при утверждении и введении в действие 1 марта 2000 года стандарта отрасли "Масло комбинированное. Технические условия" были превышены полномочия Минсельхозпрода России. Стандарт касается не только отрасли, но каждого жителя России, а также ряда федеральных министерств и ведомств. Любой стандарт не может вводиться в действие в день утверждения, поскольку необходимо дать возможность производителям продукции подготовиться в течение 6-12 месяцев. Не ясно, почему в стандарте отрасли, а затем и в проекте ГОСТ Р отражены интересы шведских фирм-поставщиков сырья и упаковки (п~5.4.2, стр.14). Подобные подходы нарушают права потребителей, создают путаницу для российских производителей и позволяют работать на рынке России узкой группе зарубежных поставщиков сырья (4 крупных фирмы Европы во главе с концерном "Карлсон" (Швеция).
е) Принципиальным замечанием считаем и то, что в предложенном проекте ГОСТ Р размыта граница наличия молочной и растительной составляющих. Нечетко решена проблема использования сырья с наличием трансизомеров жирных кислот. Предлагаем за основу в данных вопросах взять рекомендации Codex Alimentarius и других международных организаций, а также опыт стран Европы и Америки, производящих продукты со сложным сырьевым составом в виде жировых смесей. Анализ документов международной конференции по трансизомерам (1999 год) и консультации с учеными НИИ питания РАМН показали, что ни одна страна в мире не занимается проблемой регулирования содержания трансизомеров в разных группах пищевых продуктов.
Поскольку существует потенциальная опасность принятия нормативно-методического документа, который грубо нарушит положения сразу нескольких федеральных законов, права и законные интересы российских производителей и потребителей, предлагаем возвратить проект ГОСТ Р для доработки во ВНИИМС, а затем согласовать с заинтересованными организациями в установленном порядке.
Национальный фонд защиты~ потребителей с учетом имеющегося, опыта подтверждает свою готовность в качестве заказчика организовать разработку названного ГОСТ Р на цивилизованном уровне с привлечением специалистов ВНИИ жиров (г.Санкт-Петербург), ВHИИМC (г.Углич), BНИMИ (Москва), НИИ питания (Москва). Согласие руководителей названных научных центров имеется. Письменные одобрения и поддержка Минсельхозпрода РФ, МАП РФ, Росторгинстпекции, Российской академии медицинских наук, руководителей ряда регионов России имеются.
Просим поддержки, поскольку речь идет о разработке одного из первых государственных стандартов в России на пищевые продукты со сложным сырьевым составом.
С уважением,
Генеральный директор А.Я.Калинин


Оригинал текста

На главную

E-mail: powerporshen@mail.ru



Hosted by uCoz