|
МАСЛО И МАРГАРИН – БЛИЗНЕЦЫ ИЛИ ДАЛЬНИЕ РОДСТВЕННИКИ?
|
В настоящее время на российском рынке представлены товары со сложным жировым составом, обозначенные, тем не менее, как "масло": "масло легкое", "масло сверхлегкое", "масло городское", "масло старокрестьянское". Розничная цена этих продуктов практически не отличается от цены натуральных сливочных масел, таких как "Анкор", "Вологда", "Милая Мила". Агрессивная рекламная политика фирм, продвигающих товары с низким содержанием коровьего жира (сливочного масла) или вообще без оного, заставляет потребителей поверить в высокое качество суррогатов и абсолютную их идентичность с натуральным сливочным маслом.
Ведь последнее, как утверждается, содержит большое количество холестерина, и как следствие, вредно для здоровья. Однако, по результатам исследований, так называемые "масла" (обозначаемые в профессиональной среде как "желтые жиры"), содержат большое количество трансизомеров. Именно они и приводят к повышенному содержанию холестерина в крови, закупорке сосудов и снижению иммунитета. С натуральным же сливочным маслом человек получает необходимое количество аминокислот и других полезных веществ, без которых организм не может полноценно функционировать. Те ингредиенты, которыми предприниматели замещают натуральное сливочное масло, не приносят пользу, а зачастую и вредны для здоровья.
Об этом, в частности, а также о проблемах пересортицы и фальсификации сливочного масла шла речь в середине января в ИТАР-ТАСС на «круглом столе» "Проблемы государственной стандартизации - натуральное сливочное масло, заменители и суррогаты". В дискуссии приняли участие: Лагинов Владимир Витальевич - исполнительный директор Российского союза предприятий молочной отрасли; Харитонов Владимир Дмитриевич - директор ГУ ВНИМИ Российской сельскохозяйственной академии; Ливачев Михаил Михайлович - главный научный сотрудник НИИ питания; Калинин Александр Яковлевич - генеральный директор Национального фонда защиты потребителей, а также представители прессы. Специалистам, в частности, предлагалось ответить на вопросы: 1. Корректно ли, с вашей точки зрения, называть "маслом" различные жировые смеси? 2. Существует ли опасность перехода российской маслодельной промышленности на производство жировых смесей вместо натурального сливочного масла? 3. Насколько остра проблема подмены масла его заменителями в пищевой промышленности? 4. Достоверна ли, на ваш взгляд, информация о вреде как сливочного масла, так и его заменителей?
Владимир Лагинов. 1. Смешать можно все, и не обязательно там будет присутствовать натуральное сливочное масло. Единственное, что можно посоветовать потребителю: читайте внимательнее этикетки. 2. Если раньше заменяли процент содержания натурального молочного жира в сливочном масле, то сейчас идет подмена самого жира. В результате само название "сливочное" просто не причем. Кокосовое, пальмовое, тюленье - любое, только не сливочное. Себестоимость, разумеется, снижается в несколько раз. 3. С нарушением технологии надо бороться. 4. Если не потреблять натуральные животные жиры, есть вероятность заработать серьезные болезни. В последние годы на отечественном рынке потребительских товаров произошел колоссальный рост ассортимента комбинированных и композиционных смесей. Названий стало очень много, но, по сути, мы имеем дело с комбинированными жирами, которые по своему существу представляют собой либо композиции растительных жиров, либо сливочного масла с растительными жирами в различных пропорциях, или животного жира с растительными жирами в различных пропорциях, либо животного жира с рыбьими жирами и т.д. Если поверить, что весь выпускаемый сегодня продукт действительно сливочное масло, то на его производство просто не должно хватать производимого в стране молока. В сохранении сложившейся бессистемности заинтересованы, прежде всего, как производители сырья для желтых жиров, так и предприниматели, занимающихся расфасовкой и розничной продажей такого "масла". Себестоимость изготовления желтого жира намного ниже сливочного масла, но цена на него в магазине отличается от масла незначительно. Для наведения порядка в этой сфере предпринимается попытка стандартизировать маслодельную продукцию. В рамках этой программы ныне существует проект ГОСТа на "масло комбинированное". Однако этот проект, который очень активно лоббируется, не охватывает всю гамму композиционных продуктов, то есть сохраняется проблема элементарного обмана потребителя. Российский союз предприятий молочной отрасли считает, что в рамках работы по стандартизации всего ассортимента продовольственных товаров следует, прежде всего, в части масложировых продуктов, разработать документ, который бы условно назывался "продукты масложировые" со сложным сырьевым составом классификации. А затем в рамках этой классификации по каждому разделу разработать серию стандартов, регламентирующих производство и характеристики указанных продуктов. Мы ни в коей мере не отрицаем возможность существования композиций. Но потребитель должен знать, что ему предлагается на рынке.
Владимир Харитонов. 1. Называть комбинированные жиры натуральным сливочным маслом крайне некорректно. 2. Комбинированные жиры никогда не конкурировали с натуральным сливочным маслом. Однако в последнее время появляются низкокачественные смеси, в которых процент содержания натурального сливочного масла ничтожен. Продукт должен быть правильно назван, чтобы не вводить в заблуждение потребителя. 3. Если технология изготовления того или иного продукта позволяет применение комбижира, то беспокоится нечего. Однако многие нечистоплотные повара в целях экономии, используют более дешевый продукт. Причем потребитель об этом вряд ли узнает. 4. Понятие о вреде масла - конъюнктурное. Были времена, когда медики твердили о его вреде - потребление снижалось. Когда же потребовалось возбудить спрос, то все заговорили о его полезности. В результате хронической недогрузки сырьем молочно-перерабатывающих предприятий при не уменьшающемся покупательском спросе на молочную продукцию многие предприятия этой отрасли начали искать дополнительные источники сырья. В то же самое время за рубежом резко повысилось производство растительных масел, снизилась их цена, появились аналоги, и эта продукция, не обязательно суррогатная, начала завоевывать мировой рынок и в том числе нашу страну. К сожалению, ситуация, когда стандартизация и вопросы адаптации стандартов к новым условиям были забыты государством, привела к тому, что новые виды масложировых продуктов начали маскироваться под коды и наименования, которые в нашей стране используют для традиционных видов молочной продукции. Состав-то их изменен, а вот названия умные производители менять не спешили. Например, масло "Крестьянское" превратилось в "Крестьянское особое", а сведения о добавлении растительного жира были умело скрыты в тексте на пачке. Ассортимент масложировых продуктов, который называется комбинированным маслом, возрос в нашей стране за 10 лет более чем в 10 раз. До 60 % масложировой продукции у нас выдается за натуральное сливочное масло, хотя на самом деле это различные композиционные смеси или, как их называют за рубежом, миксы.
Александр Калинин. 1. Ныне потребитель получил колоссальный выбор масложировой продукции, однако ориентироваться в нем не способен, поскольку на этикетках не указываются ингредиенты. Называть суррогаты натуральным маслом в крайней степени некорректно. 2. Все дело в себестоимости. Производить натуральное одиночное масло стало невыгодно. Гораздо выгоднее намешать всякой всячины и выдать полученный продукт за высококачественный и натуральный. Нечистоплотные производители уже давно перешли на такой метод работы. Причем их суррогаты стоят не намного дешевле натурального продукта. Потребитель в первую очередь обращает внимание на цену, которая в данном случае практически не различима. 3. Если производить замену натурального сливочного масла на смеси, ничего хорошего не получится. 4. Судить о вреде того или иного продукта можно только при наличии заключения экспертизы. Страна сегодня имеет мнимый выбор маслопродуктов при их кажущемся изобилии. Рынок масложировых смесей сегодня характеризуется высоким уровнем криминализации. Под видом так называемых передовых биотехнологий продвигаются суррогаты и их пытаются узаконить в нормативно-методической документации, разрабатываемой несколькими научно-исследовательскими институтами, которые находятся в ведении Минсельхоза и Российской академии сельскохозяйственных наук. Мы имеем серьезные разногласия с зарубежными партнерами, которые пришли на наш рынок. Масложировые суррогатные смеси пошли из Африки, из стран Латинской Америки и Карибского бассейна, в последние два года – из Польши, Малайзии, Литовской республики. Национальный фонд защиты потребителей предлагает создать серию нормативно-методических документов на тот сегмент масложировых продуктов, которые находятся между маргарином и маслом. У нас есть международный стандарт N 166: это три группы основных продуктов. Нам же необходим стандарт, который бы назывался "масложировые продукты сложного сырьевого состава". К слову, Министерство по антимонопольной политике России поддерживает действия Национального фонда защиты прав потребителей, согласо-ванные с руководителями и ведущи-ми учеными и специалистами молочной и масложировой промышленности, направленные на подготовку основополагающих ГОСТов на масложировую продукцию.
Михаил Ливачев. На рынке "желтых жиров" сегодня реально существуют три группы продуктов: коровье масло - сливочное и топленое (ГОСТ 37-91), которое вырабатывается из коровьего молока и подразделяется на: масло сливочное традиционного состава (жира не менее 80 %) и масло с пониженным (до 70,60 и 50 %) содержанием молочного жира. Маргарин - продукт, вырабатываемый в основном из растительных жиров. Недавно появившаяся третья группа продуктов - так называемое "комбинированное масло", в котором молочный жир частично (до 50 %) заменен растительным. Кстати, термин "масло комбинированное" с юридической точки зрения нарушает четыре федеральных закона, в том числе закон "О защите прав потребителей". Что касается фальсификатов, то если мы назовем цифру 80 % - ошибки не будет. Масло "Смоленское", где 85 % молочного жира заменено суррогатами химического состава под название "акабриант", якобы поставляемый из Швеции, - это первая ласточка суррогатного производства в России. Оно производится в селе Красное Смоленской области. Предприятий, ныне производящих фальсификаты, 364 в базе данных нашего фонда. По криминализации масложировая отрасль стоит на втором месте после ликеро-водочной промышленности. Более-менее качественное масло, отвечающее требованиям государственного стандарта, производится частично в Вологодской области - масло "Вологодское" (но не масло "Вологда", которое заполонило прилавки). Татарстан (холдинг "Татарстан-Сотэ") сегодня выпускает каждый четвертый килограмм качественного масла в России. Неплохо работает Краснодарский край, частично Башкирия и Архангельская область. Сейчас в Госстандарте находится проект ГОСТа "Продукция молочная, термины и определение". Мы в этом году выделили из фонда для финансирования стандартов молочной отрасли 3 миллиона рублей или 110 тысяч долларов.
Ну, а пока законы ПИШУТСЯ, производитель популярного плюс стратегического продукта не дремлет. И наводняет рынок "маслоподобными" суррогатами. Cегодня имеется тенденция сра-щивания интересов государствен-ных чиновников, ученых и зарубеж-ных предпринимателей в части полулегального проникновения маслозаменителей и закрепления их на российском рынке.
Алла МАЛАХОВА, 2001-02-09
Экспертиза.РУ
На главную
E-mail: powerporshen@mail.ru
|